Советы инструктора по физической культуре

Москвина Татьяна Ярославовна
Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории
Москвина Татьяна Ярославовна

Я рада приветствовать Вас на сайте нашего детского сада! На моей страничке Вы можете найти интересную информацию по различным вопросам воспитания и развития детей. Буду рада, если она окажется для Вас полезной.
Со всей актуальной информацией, Вы можете ознакомиться на моем блоге, пройдя по ссылке

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА

Десять советов родителям:

Совет 1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, ни в коем случае не выказывайте своё пренебрежение к физическому развитию. Пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок. Часто ребёнок живёт под грузом запретов: не бегай, не шуми, не кричи громко. А ущемление потребности в самовыражении больнее всего ударяет по самооценке и активности растущего человека. «Почему ты не делаешь зарядку? Почему так долго сидишь перед телевизором? Почему так поздно ложишься спать?» — всё это пустой звук для ребёнка. Родители должны хорошо знать потребности и возможности своего ребёнка и как можно полнее учитывать их.

Совет 2. Высокая самооценка — один из мощных стимулов для ребёнка выполнять любую работу, будь то домашнее задание или утренняя гигиеническая гимнастика. Всемерно поддерживайте в своём ребёнке высокую самооценку -поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё большее старание. На занятиях физической культурой необходимо выдерживать единую «линию поведения» обоих родителей — не должно быть противоположных распоряжений (мама — «хватит бегать»; папа — «побегай ещё минут пять»). Если это происходит, ни о каком положительном отношении ребёнка к физкультуре просто не может быть и речи.

Совет 3. Наблюдайте за поведением и состоянием своего ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Иногда родители не могут понять, почему ребёнок капризничает, не выполняет, казалось бы, элементарных распоряжений родителей. Причиной могут быть и усталость, и какое-то скрытое желание (например, ребёнок хочет быстрее закончить занятие физкультурой, чтобы посмотреть интересную телепередачу). Постарайтесь понять причину его негативных реакций. Не жалейте времени и внимания на то, чтобы установить с ним душевный контакт.

Совет 4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении тренировочного занятия, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Нужно, прежде всего, выяснить причину отказа, устранить её и только после этого продолжить занятие.

Совет 5. Не ругайте своего ребёнка за временные неудачи. Ребёнок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым и неумелым. Особенно остро это проявляется, если родители не знают, как дать ребёнку понять, что они уважают его чувства, желание и мнения.

Совет 6. Важно определить индивидуальные приоритеты ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения. Например, ребёнок хочет подражать своему любимому герою книги или кинофильма, но каких-то качеств, ему не хватает. В этом случае не удивляйтесь, если ваш ребёнок вдруг попросит купить ему гантели или навесную перекладину для подтягивания.

Совет 7. Не меняйте слишком часто набор физических упражнений. Если комплекс ребёнку нравится, пусть он выполняет его как можно дольше, чтобы прочно усвоить тот или иной навык, движение.

Совет 8. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть расхлябанности, небрежности, исполнения спустя рукава. Всё должно делаться «взаправду».

Совет 9. Не перегружайте ребёнка, учитывайте его возраст. Никогда не заставляйте ребёнка выполнять физические упражнения, если он этого не хочет. Приучайте его к физической культуре исподволь, собственным примером.

Совет 10. Три незыблемых закона должны сопровождать вас в воспитании ребёнка: понимание, любовь и терпение.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА: С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Если заниматься физическим развитием ребенка с самого раннего возраста, уже к 7–8 годам ваш сын или дочь достаточно окрепнет, чтобы почувствовать в себе силы и желание не только хорошо и с интересом учиться, но и заниматься в кружках, секциях и т. д.

Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей? Ведь большинство родителей не ставят перед собой цель вырастить олимпийских чемпионов, для них спорт и дети — просто способ обеспечить ребенку здоровое детство и заложить в него чувство уверенности в собственных силах, привить некоторые навыки, приучить к дисциплине. Решить все эти задачи возможно при помощи правильно организованного физического воспитания детей дошкольного возраста.

Прежде чем отдавать малыша в ту или иную спортивную секцию, присмотритесь к нему, обратите внимание на способности и физические возможности. Физическое развитие ребенка — дело серьезное. Необходимо посоветоваться с врачом, а также с руководителем секции или спортивного кружка, который занимается физическим воспитанием детей. А задача родителей — выслушать рекомендации специалистов и принять решение, по силам ли ребенку та нагрузка, которая ляжет на его плечи.

Имейте в виду, что большая часть тренеров заинтересована в посещении их кружка максимальным количеством детей. Занимаясь физическим воспитанием детей, руководитель может уговаривать вас отдать к нему ребенка как можно раньше. Но подумайте: не повредят ли малышу чрезмерные спортивные нагрузки? У тренеров, занимающихся физическим воспитанием детей, зачастую бывают завышенные требования. Это значит, что ребенку грозит синдром хронической усталости и чувство, что он хуже других, если у него что-то не получается.

Главной заповедью для родителей, решивших уделить большое внимание физическому воспитанию ребенка, должно быть «Не навреди».

УКРЕПЛЕНИЕ ОСАНКИ РЕБЁНКА 3 — 5 ЛЕТ
Обычно взрослые обращают на это внимание ребенка, когда он идет в школу. Но начинать нужно уже сейчас. Понаблюдайте, как сидит малыш во время игр, когда рисует, ест, разговаривает, и вы увидите «рисунок» его осанки.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА.

Приучайте ребенка правильно держать спинку. А помогут вам в этом простые упражнения для укрепления позвоночника.

1. Исходное положение — лежа на спине, руки расслаблены и лежат вдоль тела. Поднимите руки малыша через стороны вверх и заведите их за голову, подержите их 5 секунд и верните через стороны вниз. Это упражнение направлено на растягивание мышц. Выполняйте его плавно и медленно 5—6 раз.

2. Исходное положение — то же, ноги выпрямлены. Поднимаем и опускаем таз. Это упражнение ребенок должен выполнять самостоятельно. В начале вы можете только задать импульс и показать, как делать правильно. Это упражнение выполняется достаточно резко, за счет работы мышц спины, в среднем 10—15 раз.

3. Исходное положение — то же. Выполняем похожее упражнение: поднимаем и опускаем таз, только делаем это по косой линии, как бы вращая тазом то влево, то вправо.

4. Исходное положение — лежа на спине, руки в стороны, одна нога слегка согнута, пятку второй ноги ставим на согнутое колено. Выполняем повороты коленом влево- вправо, затем меняем ноги. Это упражнение делается интенсивно и энергично, в среднем 10 раз (для каждой ноги). Следите за тем, чтобы ребенок не отрывал плечи

5. Исходное положение — лежа на животе, руки находятся на полу вдоль туловища. Прогибаем спинку, поднимая энергично руки и ноги вверх, затем возвращаемся в исходное положение. Выполняйте это упражнение в среднем 10—15 раз (по силам).

ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ
Если следы обуви имеют форму боба, то это нормальная стопа. Своды стоп приподняты и при ходьбе выполняют рессорную функцию.

Если же отпечаталась вся стопа – начинается плоскостопие. Если дошкольник при длительной ходьбе жалуется на боль в ногах – нужна помощь ортопеда.

По соотношению самой широкой и самой узкой части следа считается свод нормальным 1:4, уплощенным 2:4, плоским 3:4.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ СВОДА СТОПЫ:
Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на поясе).
Ходьба на внешней стороне стопы – пальцы поджаты вовнутрь, при ходьбе стопы ставить параллельно друг другу.
Ходьба по ребристой доске.
Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать выше пятки.
Ходьба боком по палке, толстому шнуру.
Перекаты с носка на пятку, стоя на полу или на палке.
Ходьба с перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъем на носок, толкаясь пяткой.
Катать палку (d=3 см) вперед-назад (сидя).
Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу из положения ступни параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе.
Подняться на носки и выполнять приседание, держать за опору.
ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОБУВИ
Обувь должна быть по ноге.

Обувь должна быть на небольшом каблучке до 1 см с упругой стелькой и крепким задником.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Заболевания дыхательной системы у детей относятся к достаточно распространенным патологиям. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано, кроме того, медицинские средства оказывают много побочных действий. В такой ситуации помочь малышу и его родителям могут дыхательные упражнения для детей.

Польза дыхательных упражнений для детей

Хотя дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, многие семьи ощутили ее благотворное влияние на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения.

Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша. Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы. Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений.

Противопоказаний к занятиям упражнениями на дыхание для детей немного, но все же они существуют. Такую гимнастику не рекомендуется делать тем деткам, которые имеют выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление, частые кровотечения. Лучше всего проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения для детей подойдут ребенку.

Как правильно проводить дыхательную гимнастику? С помощью дыхательной гимнастики ребенка учат дышать правильно – при вдохе максимально наполнять воздухом легкие, расширяя грудную клетку, а на выдохе легкие освобождать от остаточного воздуха, буквально выталкивая его сжиманием легких. Ведь в случае, когда ребенок не делает полноценного выдоха, в легких остается немного отработанного воздуха. Этот воздух препятствует поступлению свежего воздуха в необходимом количестве. Специалисты рекомендуют делать упражнения для дыхательной гимнастики для детей по 10-15 минут два раза в день. После последнего приема пищи должно пройти не менее часа. Можно выполнять дыхательную гимнастику в начале комплекса физических упражнений, утренней зарядки. А можно заниматься дыханием отдельно. Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать веселые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки. В теплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветрить комнату. Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции легких, такие как изменение цвета лица, учащенное дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить. В случае если у ребенка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе, подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжать дыхательную гимнастику.

Комплекс дыхательных упражнений для детей

При занятиях дыхательной гимнастикой следует выполнять определенные правила: при вдохе плечи не должны подниматься; вдох делают через нос; щеки не должны надуваться, на первых занятиях их можно придерживать руками; выдох должен быть плавным и длительным.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 2 до 4 лет.

Упражнение 1. «Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает.

Упражнение 2. «Волна». Малыш ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з».

Упражнение 3. «Часики». Малыш стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так».

Упражнение 4. «Водолаз». Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.

Упражнение 5. «Паровозик». Ребенок изображает паровоз. Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу».

Упражнение 6. « Вырасту большим». Малыш стоит прямо, соединив ноги вместе. Руки поднимаются в стороны и вверх. Вдох – подняться на носочки, хорошо потянуться. Выдох – руки вниз, опускается на ступню, при этом произносит: «У-х-х-х». Данные упражнения нужно выполнять по 4-6 раз каждое. Если ребенок устал, делается небольшой перерыв.

Комплекс дыхательных упражнений для детей от 5 до 7 лет. К упражнениям, которые приведены выше, можно добавить следующие.

Упражнение 1. «Хомячок». Ребенок изображает хомячка — надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух.

Упражнение 2. «Роза и одуванчик». Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».

Упражнение 3. «Ворона». Малыш стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».

Упражнение 4. «Курочка». Малыш садится на стул, опустив руки. Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки). Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз.

ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Физическое воспитание детей — один из вопросов, которые призваны решать как родители, так и воспитатели детских садов. Современные детские сады обычно оборудованы всем необходимым для организации физического воспитания дошкольников. Каждое утро воспитатели должны проводить с детьми комплекс спортивных упражнений, цель которых — дать малышам возможность вволю подвигаться, задействовав все группы мышц.

В теплое время года физическим воспитанием детей рекомендовано заниматься на свежем воздухе. Для этого предусмотрены площадки, оборудованные бревнами, мишенями, ямами для прыжков, гимнастическими стенками и т.д.

Стоит сказать об отношении некоторых родителей к физическому воспитанию в детском саду. Многие считают, что, если их ребенок подвержен частым простудам, его необходимо оградить от частого пребывания на воздухе (особенно зимой). Кроме того, желая перестраховаться, такие родители стараются надеть на свое чадо побольше теплых вещей, не учитывая тот факт, что любой садик зимой отапливается достаточно хорошо. В результате физическое воспитание в детском саду проходит для таких детей не в удобных майках и шортах, а в теплых свитерах, комбинезонах, кофтах. А ведь вспотевший от такой «заботы» ребенок рискует заболеть гораздо больше, чем тот, кого не кутают.

Одна из особенностей физического воспитания детей дошкольного возраста заключается в том, что один комплекс упражнений не должен выполняться более двух недель.

Кроме того, физическое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает их ежедневное участие в подвижных играх. В качестве одной из составляющих физического воспитания дошкольников педагоги называют командные спортивные игры. Они способствуют развитию физических способностей детей, быстроты реакции, а также социальных навыков и коммуникабельности.

Существует еще один важный нюанс физического воспитания дошкольников. Необходимо чередовать умственные занятия с физкультурными паузами. Согласно рекомендациям педагогов, организация физического воспитания дошкольников подразумевает подобные паузы через каждые 20 минут.

А ЕСЛИ МАЛЫШ НЕ ПОСЕЩАЕТ ДЕТСКИЙ САД?
Физическим воспитанием дошкольников необходимо заниматься дома, если ребенок по каким-либо причинам не ходит в детский сад. Существуют утвержденные программы физического воспитания детей, по которым можно проводить самостоятельные занятия с малышом. Узнать содержание программ физического воспитания детей дошкольного возраста можно у детского врача или сотрудников детского сада.

Доказано, что правильное физическое воспитание детей дошкольного возраста напрямую влияет на нормальное развитие ребенка и его рост. Очень важно уделять большое внимание физическому воспитанию детей дошкольного возраста на свежем воздухе: это способствует закаливанию детского организма, избавляет малыша от многих болезней.

РАСТИМ ЧЕМПИОНОВ.
Как выбрать подходящий вид спорта?
Каждый родитель, отдавая ребенка » в спорт», преследует свои определенные цели. Кому-то надо, чтобы ребенок не болтался после школы и был занят делом, кто-то желает воспитать настоящую звезду, кого-то волнуют проблемы со здоровьем ребенка. Исходя из поставленных задач, родители подбирают вид спорта. И если одни начинают постоянно и настойчиво заставлять ребенка заниматься, то другие просто закрывают глаза на тренировки сына или дочери, относясь к спортивной школе, как к необязательному, несерьезному занятию.

Конечно, это крайние позиции, но почему-то именно они особенно распространены. В первом случае родители активно вмешиваются в тренировочный процесс, пытаясь подменить собой тренера, постоянно изводя ребенка необоснованными, завышенными требованиями, во втором – просто игнорируют факт занятия ребенка спортом, не обращая внимания на пропущенные занятия, не посещая родительские собрания, не общаясь с тренером. И та, и другая позиция наносят вред, прежде всего, самому ребенку. Вот почему особенно важно, чтобы еще до начала занятий в спортивной школе родители определились, что потребуется от них, и как они смогут помочь своему ребенку добиться поставленных целей.

Трудный выбор
Есть дети, которые едва ли не с рождения бредят одним определенным видом спорта. Иногда это происходит благодаря влиянию родителей, (сыновья футбольных фанатов не представляют, что можно заниматься чем-то еще), или старших братьев и сестер (мамы водят старшего ребенка на тренировки, и постепенно в процесс втягивается младший, часто даже не достигнув положенного для занятий тем или иным видом спорта возраста).

Но чаще всего выбирать школу приходится исходя из множества субъективных факторов. Это может быть близость к дому того или иного спортивного заведения, престижность, «модность», дороговизна или напротив дешевизна инвентаря и оборудования, редкость или распространенность вида, его принадлежность к олимпийскому движению.

Но почему-то крайне редко родители объективно оценивают самого ребенка и его возможности. А ведь именно от того, понравятся ли ему занятия, будет ли ему интересно, и, главное, позволит ли строение его тела, его физиологические особенности, достичь результата в данном виде спорта, зависит то, как он будет заниматься.

Конечно, прежде всего, нужно посмотреть, к каким действиям склонен ребенок, что он любит? Насколько он активен, гибок, умеет ли он работать в команде или предпочитает заниматься чем-либо в одиночку. Далее расспросите его, какой вид спорта ему нравится, дайте посмотреть соревнования, которые сейчас стали показывать довольно часто, купите журналы о спорте и обсудите, чем занимаются в той или иной секции.

Следующий этап – обязательное посещение врача! Очень обидно, когда ребенок уже настроился на занятия определенным видом, и получает отвод по медицинским показаниям. Помните, ни одна достойная школа не примет вашего ребенка без медицинской справки или медкомиссии!

После посещения врача вы можете смело отправляться на собеседование в спортивную школу. Но помните, что в некоторых видах спорта с вами будут не только беседовать, но и оценивать вашего ребенка, его гибкость, выносливость, зрелость. Дети очень тяжело переживают, если им отказывают в приеме. Поэтому заранее сами попробуйте разобраться, подойдет ли вашему ребенку выбранный вид.

Одним из таких критериев может быть рост – далеко не во всех видах спорта высокий рост приветствуется, и если в подростковом возрасте ваш ребенок перерастет нормативы, с мечтой о карьере гимнаста или акробата ему придется расстаться. Но до этого пройдут годы тренировок, борьбы за результат! Такое расставание со спортом очень болезненно, а ведь его легко предупредить. Опытный тренер обязательно обратит внимание на рост родителей, размер стопы и кистей рук – большие конечности свидетельствуют о том, что, скорее всего ребенок вырастет высокорослым. Но ведь все это вы можете сделать и сами, не заставляя ребенка переживать отказ.

Вообще, тренеры очень хорошо относятся к генетике. Именно эта наука позволяет предположить, насколько быстро сможет ребенок добиться результата. И если вы сами занимались каким-либо видом спорта, обязательно расскажите об этом тренеру. Конечно, детям родителей-спортсменов в этом отношении повезло: родители сами существовали в спорте и знают, как и чем они могут помочь своему ребенку. Остальным же придется долго и упорно учиться жизни в спорте вместе с ребенком. Это потребует сил, терпения, самоотречения, и если вы к этому не готовы, выберите для ребенка какое-нибудь более простое занятие. Сейчас существуют детские программы в фитнес-центрах, секции при школах и клубах. В них сама система организации занятий мягче, отношение к тренировкам и успехам более спокойное. Помните, в спортивной школе, прежде всего, идет бесконечная, беспрестанная борьба за результат и выдержать это по силам далеко не каждому ребенку!

Командные виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и др.)
Возраст: с 5-6 лет.

Плюсы:

способствуют развитию выносливости, быстроты, хорошей реакции;
укрепляют зрительный и опорно-двигательный аппараты, улучшают работу легких и сердца;
позволяют выплескивать эмоции и агрессию;
учат работе в команде и мирному решению конфликтов в коллективе;
недорогое снаряжение (кроме хоккея).
Минусы: относительно высокий уровень травматизма.

Кому подойдут: подвижным, разговорчивым, коммуникабельным детям-холерикам без ярко выраженного стремления к индивидуальному превосходству, любящим командные игры.

Противопоказания: неустойчивость шейных позвонков; плоскостопие; язвенная болезнь; астма.

Достойный пример. Знаменитые футболисты Андрей Аршавин и Игорь Акинфеев поступили в секцию футбола в 7 лет (оба полюбили этот вид спорта с более раннего возраста). Хоккеист Павел Буре попал в детскую команду по хоккею в 6-летнем возрасте. В дальнейшем эти спортсмены перешли в профессиональный спорт и добились в нем значительных успехов.

Боевые искусства (карате, айкидо, бокс, тхэквондо, самбо, дзюдо и др.)
Возраст: с 5-6 лет.

Плюсы:

способствуют развитию выносливости, точности движений, гибкости, хорошей реакции;
вырабатывают навыки самозащиты, необходимые любому мужчине;
позволяют выплескивать эмоции и агрессию;
учат — как ни парадоксально, но это относится к большинству восточных единоборств — мирному решению конфликтов и самоконтролю;
оказывают оздоровительное действие на организм;
относительно недорогое снаряжение.
Минусы: вероятность травмы.

Кому подойдут: практически любому ребенку — как мальчику, так и девочке — с любым характером, т.к. на этих занятиях каждый ребенок находит что-то свое. Впрочем, с большой вероятностью боевые искусства подойдут ребенку-индивидуалисту, ведь во время них «каждый сам за себя».

Противопоказания:

любые обострившиеся болезни;
хронические заболевания позвоночника;
хронические заболевания сердечно-сосудистой системы.
Достойный пример. Известный актер, а также чемпион Европы по карате Жан-Клод Ван-Дамм пришел в секцию карате в 11 лет из балетного кружка, в котором занимался с 5 лет и который оказался очень полезным для дальнейшего прогресса в боевых искусствах. А хорошее владение карате и кикбоксингом предоставило Ван-Дамму возможность занять свою нишу в рядах героев голливудских боевиков.

Гимнастика (спортивная или художественная), спортивные танцы
Возраст: с 3-4 лет.

Плюсы:

способствуют развитию грациозности, гибкости, выносливости и точности движений;
формируют стройную, подтянутую фигуру и правильную осанку;
позволяют проявить творческий потенциал;
относительно недорогое снаряжение.
Минусы: вероятность травмы (при занятиях танцами она гораздо меньше).

Кому подойдут: практически любому ребенку — как мальчику, так и девочке — с любым характером и темпераментом, но желательно — артистичному.

Противопоказания: близорукость; сколиоз; некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы.

Достойный пример. Чемпионку мира и многократную чемпионку Европы по гимнастике Алину Кабаеву родители привели в гимнастическую секцию в возрасте 3,5 лет.

Плавание
Возраст: с 3-4 лет.

Плюсы:

способствуют укреплению костно-мышечной системы, улучшению кровообращения;
улучшают работу нервной системы;
оказывают закаливающее воздействие;
недорогое снаряжение;
очень полезны при близорукости, сахарном диабете, сколиозе, ожирении.
Минусы: практически нет, если не считать возможную реакцию на качество воды в плавательном бассейне.

Кому подойдут: любому ребенку, который любит возиться с водой (а таких большинство); а также тем, кому по психологическим причинам или противопоказаниям, связанным со здоровьем, нельзя заниматься другими видами спорта.

Противопоказания: некоторые болезни глаз; склонность к частым отитам; кожные заболевания.

Достойный пример. Многократный олимпийский призер Александр Попов пришел в секцию плаванию еще в школе, и хотя первые результаты были неважными, полюбил этот вид спорта и не отказывался тренироваться дальше. Жизнь показывает, что не напрасно.

Легкая атлетика (бег, спортивная ходьба, метание копья, прыжки в длину и в высоту и др.)
Возраст: с 5-6 лет.

Плюсы:

способствуют укреплению костно-мышечной системы;
формируют ловкость, быстроту, силу, выносливость и волю к победе;
недорогое снаряжение.
Минусы: не всегда интересны детям.

Кому подойдут: ребенку, который этими видами спорта действительно интересуется — тогда ему все по плечу!

Противопоказания:

некоторые болезни сердечно-сосудистой системы;
хронические заболевания почек;
сахарный диабет;
прогрессирующая близорукость.
Достойный пример. Спортсмен-легкоатлет по прыжкам с шестом, 35 раз установивший мировые рекорды в своем виде спорта, Сергей Бубка поступил в спортивную школу в 11 лет и до 37 лет успешно участвовал в различных соревнованиях, из раза в раз одерживая победы.

Фигурное катание и лыжный спорт
Возраст: с 4-5 и 7-8 лет соответственно.

Плюсы:

улучшают работу сердечно сосудистой системы;
укрепляют опорно-двигательный аппарат;
развивают выносливость и (фигурное катание) грациозность, артистизм;
оказывают закаливающее воздействие на организм;
полезны детям с остеохондрозом, нарушениями обмена веществ, сколиозом.
Минусы: относительно дорогое снаряжение; травматизм; желательна стабильная снежная зима в регионе проживания.

Кому подойдут: детям, любящим зиму и зимние забавы; легко переносящим холод; активным и подвижным; в случае с фигурным катанием — артистичным.

Противопоказания: некоторые заболевания легких; астма; близорукость.

Достойный пример. Известные российские фигуристы Алексей Ягудин и Евгений Плющенко пришли в секции фигурного катания в возрасте 4 лет и с тех пор завоевали для России множество побед и медалей.

Большой теннис
Возраст: с 5 лет.

Плюсы:

вырабатывает ловкость, силу и быстроту реакции;
формирует волю к победе и умение побеждать;
улучшает координацию и работу дыхательной системы;
большие призовые деньги при победе на престижных чемпионатах;
полезны детям с нарушениями обмена веществ и остеохондрозом.
Минусы: высокая стоимость занятий.

Кому подойдут: амбициозным, подвижным и хорошо «скоординированным» детям.

Противопоказания: астма; близорукость; нестабильность шейных позвонков; плоскостопие.

Достойный пример. «Первая ракетка мира» по итогам 2012 года Мария Шарапова пришла на корт в возрасте 4 лет и, несмотря на тихий и спокойный характер, оказалась — по словам тренера — настоящим бойцом, и даже переезд в другую страну в дальнейшем не испугал будущую спортивную звезду.

Верховая езда
Возраст: с 10 лет.

Плюсы:

не предполагает серьезных физических нагрузок, но заставляет активно работать мышцы спины и ног;
лечит психические расстройства и полезна при ДЦП;
дарит яркие эмоции от общения с животными.
Минусы: возможны травмы.

Кому подойдут: нервным, беспокойным, не уверенным в себе детям; а также детям с любыми характерами и темпераментами, но особенно — любящим животных.

Противопоказания:

астма;
аллергия на шерсть, пот и перхоть лошадей;
нестабильность шейных позвонков;
сколиоз;
врожденная ломкость костей.
Достойный пример. Знаменитый наездник, участник соревнований по прыжкам на лошадях Родриго Пессоа сел на лошадь в раннем возрасте и участвовал в своих первых соревнования, когда ему было 9 лет. С тех пор он победил в 50 гран-при и выиграл денежные призы на сумму около 6 миллионов евро.

Какую бы спортивную секцию вы ни выбрали для своего ребенка, помните: важно в дальнейшем предоставить ему возможность самому решать, станет ли спорт его карьерой и призванием, или просто поможет вырасти сильным и уверенным в себе человеком.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie